Объединительные
процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной
формой объединения работников образования стали съезды народных учителей.
Первый съезд народных учителей был проведен в 1895 году и способствовал
повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся
формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В
1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения
невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти
годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически
настроенных работников, по преимуществу из учительской среды. В 1905-1907
годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного
хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое
движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые «дни
свобод», когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд
демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения
педагогов России. Так 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других
деятелей народного образования провели собрание для основания "Союза
народных учителей и других деятелей по народному образованию". С 11 по 13
апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд
педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы
объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект
программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в
основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только
профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского
Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза
подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и
деятелей народного образования. В результате подготовительной работы с 7 июня
по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского
Союза учителей и деятелей по народному образованию на котором присутствовало
147 делегатов от 81-ой местной группы учителей. На этом Съезде 9 июня 1905 года
было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по
народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав. С 26 по
29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза,
который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских
обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах
материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей. 7 июня 1906 года в
Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от
политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты
социально-экономических и иных прав учителей. С 18 по 24 июня 1907 года
состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал
Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава
политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял
10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот
съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по
народному образованию. После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность
Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России
ослабла, практически прекратилась. В период политического оживления в России
(1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд
профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность
Союза учителей, но безрезультатно. Только в апреле 1917 года деятельность
учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском
Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС). После
роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность
Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в
учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали
содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и
создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто
перешедших на сторону Советской власти. Союз учителей-интернационалистов по
предложению В.И.Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского
профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры. С
28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд
Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры.
Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической
культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. В мае 1921 года в
профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли
работники печати. В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского
Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников
искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и
искусств. В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был
разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников
искусств. Таким образом, с 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников
просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских
домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России. В сентябре
1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8
профсоюзов: профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии,
Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений,
работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских
учреждений. В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и
средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР. В мае
1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные
профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников
просвещения РСФСР. В августе 1957 года постановлением ВЦСПС «Об объединении
профессиональных союзов» профсоюзы работников просвещения союзных республик и
профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в один
профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР.
Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза. В
марте 1958 года на I -й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза
работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз
работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию
профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР.
Республиканская организация профсоюза (РСФСР) просуществовала вплоть до
сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические
преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного
движения в России. На состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском
Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза
работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны
руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного
образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М. С 2003 года по настоящее
время Общероссийский Профсоюз образования возглавляет Г.И.Меркулова.